Випассана в Таиланде (часть 1)


В этом году я, покинув семью, провела 10 дней на курсах Випассаны недалеко от Бангкока. Подобные курсы проводятся по всему миру, но в буддийских странах, таких как Таиланд, особенно популярны. Что такое випассана, лучше создателей центров я сформулировать не смогу, поэтому просто скопирую:

  • Это техника, искореняющая страдание.
  • Это метод очищения ума, позволяющий спокойно и уравновешенно решать жизненные проблемы.
  • Это искусство жизни, которое позволяет каждому человеку эффективно работать на благо общества.

Особого внимания заслуживает кодекс дисциплины во время курса. Нельзя убивать никого из живых существ, воровать, лгать, курить, принимать алкоголь и наркотики, следует воздерживаться от любых видов сексуальной активности, запрет на любое общение с другими студентами и внешним миром (словами, жестами, взглядом, записками), нельзя пользоваться инетом, читать, писать, говорить по телефону. Питание вегетарианское 2 раза в день (в 6-30 и 11-00 утра). Легкий полдник (чай с чем-то легким) разрешен новичкам в 17 часов. Присутствие на групповых медитациях обязательно. Территория разделена на мужскую половину и женскую, поэтому студенты разных полов не пересекаются, даже если это одна семья. Подъем в 4 утра, отбой в 10, на медитации отведено в общей сложности 10,5 часов в сутки. Курсы бесплатные. Если студент считает, что курс ему помог, он может отблагодарить центр любой суммой.

Это все общее описание, а теперь мои впечатления.

Место сбора было назначено в одном из храмов в пригороде Бангкока. Я ожидала увидеть там толпу фарангов (нетайцев европейской наружности) с большими сумками, но встретила лишь одну японку Анри примерно моего возраста, которая вычислила меня по рюкзаку и очень обрадовалась компании. Она прожила около двух лет в Таиланде, практиковала йогу, получила сертификат инструктора, и перед возвращением на родину решила съездить на этот курс. Сейчас она сидела и сильно нервничала, сможет ли выдержать предстоящее испытание. Чуть позже к нам присоединился англичанин Стив, который специально прилетел в Таиланд ради курса, причем уже во второй раз. Так мы втроем сидели и болтали в ожидании автобуса. Когда пришла пора грузиться, откуда-то появилось очень много таек самого разного возраста, и еще человек 5 фарангов.

Автобус был битком, практически одни женщины. Оказалось, некоторые из пожилых тайских женщин уже в восьмой раз приезжают на этот курс. Мужчин почти не было, по-видимомо, из-за того, что, в отличие от женщин, они могут уйти в монахи – хоть на несколько дней, хоть на всю жизнь. В общей сложности на курсе было около 120 человек.

Центр, в который мы прибыли спустя 3 часа, представлял собой огороженную зеленую территорию с прудами и старыми деревьями, среди которых были построены центры для медитаций, столовые и общежития, представляющие собой 3 небольших узких дома, сообщающиеся между собой тамбурами с душами и туалетами.

Это территория

А это общежитие

Каждый дом был разделен перегородками из гипсокартона на 30 комнат размером примерно 2 на 1,5 метра.

Перегородки были не до потолка, поэтому в каждой комнате был отчетливо слышен каждый вздох соседок, а звук смывающихся унитазов или льющейся воды в душах был слышен так же, как если бы они находились со мной в одной комнате. Если учесть, что этими душами-туалетами пользовалось 60 человек, а разговаривать было нельзя, то можно сказать, что все 10 дней мы прожили под аккомпанемент из этих звуков. Это ощутимо раздражало лишь в первые дни, потом я уже не замечала этих звуков, разве что во время медитаций в комнате отвлекалось внимание.

О еде. Так как я ела только сырые овощи и фрукты, могу лишь со слов других студентов утверждать, что еда была необыкновенно вкусной. Действительно, выглядело все очень аппетитно – на каждой из двух трапез предлагался выбор из около 10 различных блюд. К слову, готовили и занимались любыми организационными вопросами 6 тайских женщин их числа студентов не новичков. Они выбрали для себя такую форму благодарности за участие в курсе. Что касается меня, так мало, как там, я не ела никогда в жизни – фруктов предлагалось совсем немного, и они были рассчитаны на всех, поэтому у меня рука не поднималась набирать себе горы в тарелки. В обычной жизни я ем в основном дорогие по местным меркам манго, драгон-фрут и апельсины, там же была просто необыкновенна счастлива самым простым вещам. В первый прием пищи это были обычно несколько ломтиков папайи или помело и, если повезет, 4 банана, 2 из которых я припасала на обед, на котором радовалась помидорке, паре ломтиков огурца и листьям салата.

В последний день курса, когда нам уже разрешили разговаривать, одна из женщин-организаторов рассказала, что удивлялась каждый день моему необыкновенно сияющему виду в 6-30 утра. Еще бы. А еще одна девушка рассказала, что с неодобрением наблюдала, как я набираю аж по 4 банана, считая меня обжорой.

Кусочек нашей столовой. Все продумано таким образом, чтобы ни на кого не отвлекаться.

Студентам рекомендовалось одеваться в простую свободную одежду, поэтому я специально приобрела несколько широких типа-холщовых штанов с регулирующейся талией. Когда настала пора уезжать, оказалось, что мои единственные приличные брюки на мне не держатся совсем. Без преувеличения. Кое-как, придерживая их руками, я дошла сначала до автобуса, потом добралась до торгового центра в Бангкоке, где смогла купить одежду по фигуре. Оказалось, минус 5 кг.

В первый же день, когда разговаривать еще было можно, познакомились с некоторыми другими участниками этого эксперимента над собой. Ими оказалась 40-летняя ирландка, которая бросила дом, стабильную работу и всю прежнюю жизнь и уехала в Азию практически без денег. У нее не было никакого представления о том, что с ней будет по окончании курса, за исключением того, что был куплен билет до Вьетнама, где она надеялась подыскать работу учительницы английского или, в крайнем случае, была готова пойти на еще один курс Випассаны, где бесплатно дают жилье и еду.

Еще одной новой знакомой неожиданно оказалась практически землячка Катя из Севастополя, которая несколько лет жила в Бангкоке со своим бойфрендом-музыкантом датско-тайского происхождения, являющимся настоящей супер-звездой в Таиланде. Она рассказала много интересного про тайский шоу-бизнес, о том, как они с бой-френдом зарабатывают на его творчестве сумасшедшие деньги и, в буквальном смысле слова, не знают, куда бы их еще потратить.

Третьим удивлением была настоящая землячка Оля из Беларуси, которая приехала на курс со своим мужем-испанцем, с которым они уже второй год путешествуют вокруг света. Оказалось, мы с ней даже в одном универе и на одном факультете учились, правда, она парой лет позже. Это, кстати, из их блога я утащила фотки (там мне было совершенно не до фотографий). Бывают же совпадения – в глуши Таиланда на курсе випассаны среди считанных фарангов встретить мало того что русскоязычных, так еще и из Беларуси и Украины.

Из тайских женщин знакомиться никто не подошел – то ли они плохо говорили по-английски, то ли просто стеснялись, а жаль.

Естественно, в первую ночь заснуть не удалось совсем – слишком уж были не похожи новые место и знакомые на то, к чему и к кому я привыкла. А может, от голода…

Ближайшие дни мне предостояло прожить по этому распорядку дня:

Продолжение и окончание.

20 thoughts on “Випассана в Таиланде (часть 1)

  1. женщин много, потому, что женщины:
    - гибче — меньше страданий на входе
    - усидчевее
    - главное!!! внушаемее, доверчивее и интуитивнее, и здесь это помогает принять практику и добиться чего-то.

    • ну мужчины-то тоже в монахи ходят, практически все, хоть раз в жизни)
      честно говоря, принципиальной разницы не вижу между курсом випассаны и монашеством – и там и там основные компоненты аскетизм плюс медитация

      • Часто это традиция, навязанная семьёй. Идут из уважения к родителям. Это более мягкая форма нашего «сынок, давай тебя покрестим». Мы столько обалдуев молодых видели в шафрановых одеждах. Сидят по инет-кафе, ходят по магазинам геджетов. Короче — отречением от мира и не пахнет.

        • Не закончил мысль. А женщины прут на випассану сами толпами. Никакого давления тут нет, это вообще нетрадиционная штука (я про центры Гоенки).

  2. Кстати, ты ведь могла написать в форме, что у тебя особый рацион. Там есть такой вопрос.

    • был такой вопрос уже на месте в анкете
      я написала, но мне лично никто по ведерку фруктов не предоставлял – все на общих основаниях))

    • на самом деле, в обычной жизни я очень много ем, и всячески с этим борюсь)

  3. ochen’ interesno,
    ne voznikaet oshushenie “informacionnoj lomki”?
    10 dnej bez obschenija, chtenija i t.d. eto ochen’ tyazhelo.
    napishi vkratce ob etom, pozhaluista.
    menja eto bolsche vsego bespokoit. mne posle neskolkix dnej bez obschenija uzhe neprosto, a tut eshe nichego chitat’ nelzya :-)

  4. Добрый день,

    А какой примерно уровень английского необходим, чтобы посещение этих курсов имело смысл?

    • вечерний дискурс можно слушать отдельно от всех на русском, а инструкции во время медитаций довольно простые.
      правда, несколько важных слов я даже со своим довольно хорошим английским не знала, но за пару лекций поняла значение по смыслу.

  5. Очень интересно. Всегда хотел на Випассану попасть. А фруктов было совсем мало ? Хотя бя 10-20 бананов можно было набрать ?

    • теоретически никто нам бананы не отсчитывал, но там всего было штук 40) примерно на 100 человек.
      так что меня и за мои 4 совесть мучала))

      • Мда, не позаботились о сыродах организаторы… Я б на 4х бананах лдолго не протянула) А с собой бананов нельзя привезти? )))
        Короче, в результате и ум почистила и тело)))

        • я думаю, можно – сумки никто не досматривал))
          но они за пару дней испортятся
          лучше яблок, морковки или чего-то в этом роде

  6. Людмила, здравствуйте. В этом году проходил Випассану в России, теперь хочу посетить в Тае. Если можете, напишите пожалуйста где и как регистрироваться из России на курс. Спасибо!

Leave a Reply to admin Cancel reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>