Умение обращаться с деньгами

В своей жизни мне периодически приходится сталкиваться с людьми, которые пытаются заниматься бизнесом, но это занятие приносит им столько проблем и головной боли, что вся их жизнь превращается в нескончаемую борьбу с обстоятельствами.

Просто диву даешься, насколько много среди предпринимателей людей, не умеющих обращаться с деньгами. Хуже всего, если такой бизнесмен имеет возможность пользоваться чужими деньгами. Так как мне пока ближе всего арендный бизнес, возьмем для примера частный случай из этой области. Допустим, у нас есть клиент, который хочет снять виллу. Владелец подтверждает даты и цену, я выставляю счет, клиент переводит предоплату, а владелец говорит: “Подержи деньги у себя пару месяцев. Я приеду на Самуи, тогда рассчитаемся”. Такое бывает. Или, например, так как почти все владельцы просят предоплату в размере 50%, то и в договоре с клиентами у меня прописана такая же цифра. Но есть отдельные хозяева вилл, которых устраивает предоплата в 30% или вообще чисто символический депозит долларов в 300.

Из-за таких ситуаций постоянно имеется некоторый денежный излишек из чужих денег, и у многих возникает соблазн воспользоваться этим беспроцентным кредитом. Один мой приятель, правда, из другого бизнеса, но тоже посреднического, с помощью такого кредита купил себе квартиру в Подмосковье. Он просто постоянно задерживал оплату своим контрагентам. Контрагенты плакали, кололись, угрожали, но, получив очередную порцию денег, продолжали работать с приятелем. Приятель же пребывал в состоянии вечного стресса из-за частых случаев “кассового разрыва”.

Яркий пример такого подхода к ведению бизнеса – “плотник всея жж” sergelin. Насколько я могу судить, этот неплохой человек на данный момент оказался в ситуации, когда его репутацию может спасти лишь чудо. Все началось с того, что однажды Сергелин решил использовать полученную предоплату не на закупку материала, а для покрытия издержек своего маленького предприятия, рассчитывая, что деньги от следующего клиента он использует на изготовление заказа для предыдущего. Один раз прокатило, затем вошло в привычку. Поток клиентов был постоянным, поэтому ему как-то удавалось перекрываться, хотя каждый новый клиент получал свою мебель все с большей задержкой по срокам. В конце концов, долги Сергелина перед клиентами выросли до таких размеров, что деньгами от новых заказов было невозможно закрывать образовавшийся кассовый разрыв. Старые клиенты, ожидавшие своих заказов по полгода, зверели и писали гневные посты в интернете, что, естественно, отпугивало новых клиентов, которые могли принести деньги и позволить доделать старые заказы.

В результате такого подхода пострадали наемные работники, которым не платили зарплату, клиенты, которые заплатили деньги, но не получили мебель, а также друзья этих клиентов, которые рекомендовали его как надежного человека, потому что когда-то им повезло получить у него свой заказ. Сергелину сейчас, я думаю, хуже всех.

Надо заметить, что это проблема не только малого бизнеса. Компании-застройщики, туроператоры, авиакомпании – практически все громкие банкротства вызваны теми же причинами, что и у мелкого предпринимателя Сергелина. Многим из таких предпринимателей, как крупных, так и совсем мелких, приходится скрываться от кредиторов или даже полиции, и в результате вся жизнь идет под откос. А все потому, что когда-то не удалось удержаться от соблазна воспользоваться чужими деньгами, а потом все завертелось и превратилось в порочный круг.

Если развить эту тему и попытаться докопаться до истоков такого подхода, то можно обнаружить, что причиной банкротств явилась банальная нехватка собственных оборотных средств, а также ошибки в планировании расходов и доходов. Грубо говоря, еще не заработанная прибыль уже сейчас тратится на аренду, зарплату, коммунальные услуги и т.п. Избежать возникновения подобных ситуаций можно с помощью увеличения собственного оборотного капитала или снижения текущих расходов. Первого можно достичь, например, с помощью увеличения цены на производимую продукцию или услуги. Есть еще вариант с привлечением инвесторов или партнеров, но данный путь нередко приводит к потере контроля над бизнесом, поэтому с ним нужно обращаться очень аккуратно и, жалательно, с помощью опытных юристов. Уменьшения расходов можно достичь с помощью сокращения персонала, переезда из дорогого офиса в дешевый, пересмотра договоров с поставщиками… Наилучший эффект дает грамотное сочетание двух способов. Возможно, в результате увеличения цены “отвалится” часть заказчиков, но, с другой стороны, освободится время для более качественной работы над заказами платежеспособных клиентов.

Клиентам хочется порекомендовать не вестись на демпинговые цены. Не всегда, но, бывает, что за такой дешевизной скрываются серьезные проблемы бизнеса, который любой ценой пытается привлечь деньги на закрытие кассовых разрывов. А в таком случае очень велика вероятность оказаться одним из тех туристов, которых выгоняют на улицу из отеля из-за проблем туроператора. Недавно на Самуи случилась история с риэлтерами из Вконтакта, которые получили оплату за аренду кучи домов и скрылись с деньгами в незивестном направлении. Кому-то повезло об этом узнать еще на родине, а кому-то был сюрприз в аэропорту Самуи.

Нормальный бизнес существует ради получения прибыли, из которой, в том числе, выделяются деньги на решение проблем. Именно поэтому успешный и доходный бизнес в первую очередь выгоден его клиентам.

Делитесь в комментариях историями про кассовые разрывы – ваши и чужие!

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>