Как обращаться с тайским персоналом

Мне всегда было интересно наблюдать за людьми, можно сказать, это мое хобби – тихонько про себя анализировать их поведение. Чрезвычайно богатую почву для этого дает наш бизнес, где постоянно приходится встречаться с самыми разными персонажами. Также очень много полезной информации удалось почерпнуть из частных уроков тайского, которые брала Полина. В этом посте я делюсь наблюдениями о работниках-тайцах.

Практически каждый иностранец, начинающий бизнес в Таиланде, сталкивается с необходимостью найма тайского персонала, и главная ошибка, которая подстерегает его в процессе работы с тайцами – это использование западного подхода там, где он неизбежно обречен на неудачу. Если для большинства наших соотечественников, а также европейцев и американцев основное значение имеют внешние мотиваторы – зарплата, премии и соцпакет, то для тайца эти моменты зачастую не являются определяющими. Вернее, на высокий оклад-то они клюнут, но вот при определенных обстоятельствах вероятность не увидеть их на рабочем месте после первой зарплаты довольно высока.

Если почитать журналы Лены и Адвоката, управляющих отелем на Самуи, то может сложиться впечатление, что местное население – сплошь ленивые и безответственные работники. Все это подкрепляется фактами, против которых и возразить-то нечего. И действительно: сначала в сотрудниках были уборщицы и барменша, которые охамели до предела, нормально работать не хотели, а когда их пытались к этому принудить, не придумали ничего лучше как шантажировать работодателей дружным увольнением в разгар пикового сезона, когда весь персонал разобран и нанять кого-то нового просто нереально. Шантаж не прошел – дружная компания с тюками со скарбом отправилась гулять на улицу, а ребята сделали выводы о необходимости держать дистанцию при общении с персоналом.

Судя по последнему посту, этот способ тоже не очень-то работает – чудесный бармен, на которого нарадоваться не могли, пропал после первой зарплаты.

Аналогичные примеры наблюдаются сплошь и рядом – одна из наших домработниц также в один прекрасный момент слиняла без предупреждения, у знакомых пропадают няни, уборщицы, садовники и т.д. Конечно, многие из них могли иметь вполне объективные причины для исчезновения: в другом месте предложили зарплату выше, понадобилось уехать на родину и так далее. Нас же, иностранцев, изумляет привычка исчезнуть без следа и не отвечать на телефон или вовсе сменить номер – ведь можно же было объяснить.

Тут важно заметить, что тайцы не любят разборок. Выяснение отношений – совершеннейшая дикость, с их точки зрения, тем более, если это происходит публично. Грубо говоря, они не любят все, несущее хоть какой-то оттенок негатива. Нормальный таец никогда в жизни не станет грузить других, даже близких друзей, проблемами: они сплетничают о других, обсуждают, что они сегодня поели и что поедят потом (это вообще основная тема разговора), шутят и смеются. А тут нужно сказать своему работодателю нечто, что ему будет неприятно услышать. Проще доработать до зарплаты и купить новую сим-карту.

Тем не менее, существует масса положительных примеров, где один и тот же персонал работает годами и при этом выполняет свои обязанности очень качественно. Например, один маленький резорт прекрасно существует при полном отсутствии своего европейского владельца и менеджеров, только с неквалифицированным тайским персоналом. Еще меня удивляют сотрудники офиса моего бухгалтера – вежливые, пунктуальные, обязательные, и всегда в одном и том же составе присутствуют на своих рабочих местах. Еще наш массажный салон и ближайший минимаркет 7-eleven.

Я поинтересовалась у хозяина-европейца, как ему удалось подобрать такой коллектив. Он был немногословен: “Как ты относишься к людям, так и они к тебе.”

Очевидно, что среди тайцев встречаются разные люди, и кто-то из них плевать хотел на доброе к ним отношение. Хватает и таких, которые рассматривают фаранга исключительно как тупую белую обезьяну, которой посчастливилось родиться в богатой стране. Понятно, что на лояльность в этом случае можно не рассчитывать.

Тем не менее, постараюсь дать несколько советов планирующим нанимать тайцев (в том числе нянь и домработниц) на работу:

1. Будьте вежливым, веселым и ненапряжным.
Не забывайте: работа тайца, как и все в его жизни, должна быть санук. Если она не санук, то нафиг такую работу, и пофиг на деньги.

2. Не делайте своим сотрудникам замечания слишком часто, даже если вам кажется, что они хреново работают. Когда вы хотите указать на какой-то недостаток, не делайте это прямо, чтобы ваш тайский сотрудник, не дай бог, не потерял лицо.

Пример: Наша нынешняя уборщица, как и все тайцы, убирается не очень хорошо. Можно ходить за ней после каждой уборки и тыкать – вытри здесь, помой тут, подмети вон там… Мы выбрали для себя другой способ – раз в несколько недель перед уборкой мы просим ее помыть здесь, через пару недель еще и здесь, потом еще и там. В итоге, в каждый последующий раз она убирается уже с учетом пропущенных ранее мест. Можно было бы, конечно, раздражаться и пенять на косяки, но в этом случае, процентов на 99, мы бы ее не увидели после первой же уборки. Действуя же в подобном ключе, мы имеем абсолютно лояльного работника, который ответственно относится к своим обязанностям и, если что-то не получается, предупреждает смсками. Кроме того, мы всегда можем на нее рассчитывать, если требуется уборка у кого-то из клиентов.

3. Держите дистанцию и никогда не выполняйте работу за своих сотрудников (только если никто из них об этом не узнает), иначе потеряете уважение.

4. Улыбайтесь детям своих сотрудников, если они привели их на работу.

5. Не жадничайте – иногда давайте премии (пусть даже небольшие).

6. Если у вас компания, даже очень маленькая, постарайтесь придумать униформу для сотрудников – хотя бы футболки с названием и эмблемой. Для тайцев это важно.

Ну и, само собой, вам просто-напросто должно повезти нанять на работу порядочных людей.

Конечно, можно и не следовать всем этим советам, а просто нанимать сотрудников “про запас”, на случай непредвиденных увольнений. Как написала Лена, именно такой способ используется в крупных отелях, которые могут себе это позволить.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>