Сколько стоит вести бизнес в Тайланде

Не каждое агентство по аренде недвижимости в Таиланде имеет возможность вести свой бизнес в правовом поле. Если с одной из основных проблем – необходимостью иметь не менее двух тайцев в составе учредителей – еще как-то можно справиться, то с неизбежными расходами ничего не поделаешь, и, желательно, заранее рассчитать собственные силы, чтобы потом не было неприятных сюрпризов.

Итак, допустим, вы, совместно с двумя тайскими учредителями, с помощью юриста зарегистрировали в Таиланде компанию с минимальным уставным капиталом 2 млн. бат, что обошлось вам примерно в 2000$. Что дальше? А дальше вам нужно определиться с количеством иностранного персонала, т.к. на каждого иностранца, работающего в компании, придется получать разрешение на работу, а это возможно только в том случае, если на каждого иностранного сотрудника в компании приходится не менее 2 млн. бат уставного капитала. Двое иностранцев – 4 млн. бат капитала. Показывать эти деньги не обязательно, но увеличение капитала на каждые 2 млн. обойдется вам примерно в 650$, включая пошлину. И это не все. Каждое получение разрешения на работу (Work Permit) обойдется в 500$, если вы будете действовать через юриста, и значительно дешевле, если попробуете пройти все круги ада самостоятельно. Получить его самостоятельно можно, но нужно учесть, что:

1) вся официальная документация ведется на тайском языке
2) тайские чиновники, которые, скорее всего, получают свою долю “благодарности” из этих 500$, очень не любят ушлых фарангов, решивших сэнокномить, поэтому, очень вероятно, что процесс получения пройдет далеко не так гладко, как вам бы того хотелось.
3) Департамент Труда, куда подаются документы для получения разрешения, находится на материке в Сураттани (1,5 часа на пароме + час на машине в одну сторону), расходы на каждую поездку – около 50$.

Я знаю одного мужественного человека, который прошел этот процесс самостоятельно, но это далось ему очень высокой ценой – и в материальном, и в моральном отношении.

Теперь к этим 500 нужно приплюсовать, как минимум, еще 400$ (поездка за годовалой визой в Малайзию и пошлина консульства за открытие), и вы можете работать в полном соответствии с законодательством Таиланда.

При всем этом есть и хорошая новость – продление разрешения на работу в следующем году обойдется значительно дешевле, всего в 130$, но за визой все равно придется ехать (+400$).

Помимо всех этих расходов обязательно нужно запланировать ежегодную подготовку и подачу вашим бухгалтером баланса за предыдущий год (600$), а также ежемесячную оплату расходов на ведение бухгалтерии (минимум 50$ или 600$ вгод).

Еще на пару-тройку сотен долларов набегут дополнительные расходы за подготовку протоколов собрания учредителей, подачу ваших личных деклараций о доходах, подготовку пакетов документов для открытия счетов в банках, получения виз и прочего. И упаси вас бог от необходимости сменить юридический адрес – с внесением изменений в документы, в общей сложности, процедура обойдется еще примерно в 500$.

Итак, для компании с двумя иностранными сотрудниками, которая никуда не переезжает и адреса с названиями не меняет, вы должны заплатить примерно 5350$ в первый год (2000+650+2*500+2*400+600+300) и 2560$ в каждый из последующих (2*130+2*400+600+600+300).

Конечно, это не все расходы – есть еще и ежемесячные налоги на зарплату и платежи в соцстрах. Если представить, что в компании работает двое иностранцев (один из них директор) и один таец, и все они получают минимально возможную (определенную законодательством) зарплату, то ежемесячно придется платить еще 126$. Итак, прибавляйте еще 1512$ в год на налоги с з/п.

Таким образом, чтобы покрыть издержки на открытие и ведение бизнеса в течение первых двух лет, владельцам тайской компании, имеющей двух иностранных сотрудников, нужно иметь или быть уверенными в том, что они заработают, не менее 11000$.

Предположим, вы заработали гораздо больше, и хватило на оплату аренды офиса (по совместительству вашего дома), на оплату witholding tax за аренду офиса, на зарплаты, интернет, электричество, рекламу, мобильную связь и еще сколько-то осталось чистой прибыли. В таком случае, не забываем про налог на прибыль, который придется заплатить в начале следующего года. Если вы – представитель малого бизнеса (уставный капитал до 5 млн.), то ставка налога составит 21%, если вы заработали свыше 1 млн. бат; 15%, если вы заработали от 150 тыс. до 1 млн.; и можно совсем ничего не платить, если вы за прошлый год заработали менее 150 тыс. бат (5000$).

Представителям среднего и крупного бизнеса (в эту категорию у нас автоматом попадают компании, в которых работает 3 иностранца и более), придется платить налог в размере 23% от прибыли (20% с 2013г.), независимо от ее размера.

Теперь к практике. Допустим, двое друзей решили переехать в Таиланд и открыть там маленькую компанию, с помощью которой они каким-то легальным образом планируют зарабатывать деньги. Сколько прибыли должна зарабатывать компания, чтобы друзьям было где жить, было что есть и было чем оплачивать счета в течение двух лет?

Если представить, что друзья будут жить и работать вместе в 2-спальном доме, передвигаться на байках, спать с кондиционером, звонить по телефону, пользоваться интернетом, пить, есть не только в макашницах, встречаться с друзьями, ездить на виза-раны раз в 3 месяца, то, с учетом 11000$ расходов на фирму в первые два года, компании нужно зарабатывать не менее 2700$ в месяц. Также нужно учесть, что мало какой бизнес начинает приносить прибыль сразу после запуска – нужно вложиться в рекламу и наработать клиентуру. Это можно занять и 6 месяцев, в течение которых деньги будут только тратиться.

Я периодически встречаю в интернете сообщения, в которых посетители укоряют местных агентов за нежелание работать с недорогим сегментом недвижимости. Хотелось бы внести ясность, опираясь на приведенные выше расчеты. Без ущерба для сервиса, на мой взгляд, один агент способен обслуживать (заселять, консультировать по телефону, помогать в решении проблем) не более 10 клиентов в месяц. Не забываем, что, помимо 10 клиентов, которые в итоге снимают виллы на Самуи, в компанию обращаются люди (и их в 10 раз больше), которые так и не становятся нашими клиентами, но с каждым из которых ведется предварительная подробная переписка. В частности, у нас был один потенциальный клиент, в цепочке переписки с которым было 120 писем, а у него потом поменялись планы, и он решил не ехать на Самуи))

Допустим, в компании работают два агента, каждый из которых закрывает по 10 заявок в месяц. Представим себе, что компания сдает преимущественно недорогие дома, средняя стоимость аренды которых составляет 1500$ в месяц и получает комиссию 10% от владельцев. 1500*20/10=3000$ – двум агентам удалось заработать ровно столько, чтобы оплатить счета и не протянуть ноги)) Также нужно учесть, что для того, чтобы выйти на среднюю цифру в 20 бронирований в месяц, этим двум сотрудникам сначала придется сделать практически невозможное, а затем нужно будет постоянно работать на грани нервного срыва. К слову, в среднем по месяцу у нас закрывается гораздо меньше заявок, и только на Новый год приезжает около 20 клиентов одновременно.

Итак, у агентства, работающего вбелую, и желающего, как минимум, выжить, есть две альтернативы – закопаться в лавине копеечных заявок или “увеличивать среднюю сумму чека”, отказываясь от работы с бюджетными вариантами.

С учетом всего написанного выше, не стоит ожидать предоставления договоров и гарантий от агентств, работающих в бюджетном сегменте. Если бы они работали официально, с оформлением разрешений на работу для сотрудников, клиентам пришлось бы искать себе дешевые домики самостоятельно. Также, с учетом огромного потока заявок и клиентов у таких агентов, не стоит рассчитывать на индивидуальный подход и сопровождение во время проживания на острове. Проблемы с потекшими кранами и неработающими кондиционерами придется решать напрямую с их владельцами. И да, возможен языковой барьер. Самое интересное, что именно по таким агентствам, фактически занимающимся благотворительностью, в интернете можно найти немалое количество отзывов от недовольных клиентов, которые снимают домик за 500$ у тайского крестьянина в месяц и ожидают сервиса 5 звезд.

Мне кажется, даже человеку, далекому от бизнеса, после прочтения этого поста будет понятно, почему мы для себя приняли решение отказаться от работы с бюджетными вариантами.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>