Банкротство туркомпаний. Что делать туристу?

Многие уже слышали, что за последний месяц в РФ обанкротилось несколько крупных туроператоров, что затронуло десятки тысяч туристов, многие из которых купили путевки, но еще даже не успели выехать за границу. Вот этих не успевших как раз жальче всего. Могу себе представить, как они несколько месяцев жили в ожидании своего отпуска, как радовались дети предстоящему перелету, морю, солнцу… А потом такие новости. Если учесть, что пакетные туры обычно покупают не самые обеспеченные туристы, можно предположить, что многие из них вряд ли смогут позволить себе купить еще один тур вместо “сгоревшего” из-за компаний-банкротов.

Если проанализировать причины банкротств в российском туристическом секторе, то можно прийти к выводу, что большая их часть произошла из-за банального неумения планировать финансы внутри компании. Все эти компании оплачивали свои старые долги за счет реализации новых путевок и, как только количество продаж из-за неблагоприятного внешнего фона резко сократилось, источник денег иссяк и платить по долгам стало нечем. Компании не смогли даже закрыть старые задолженности, что уж говорить про оплату текущих расходов – новых перелетов, блоков мест в гостиницах и т.п. Можно ли было предвидеть, что рынок настолько “просядет”, в самом начале года, когда туроператоры бронировали чартерные рейсы и отели на грядущий высокий сезон? Некоторые звоночки появились уже тогда, но очевидно, что наверняка оценить масштабы падения продаж было невозможно. Поэтому, опираясь на опыт прежних лет, туроператоры как обычно заключили договоры с авиакомпаниями и зарубежными партнерами, проигнорировав вероятность резкого падения спроса.

Казалось бы, туроператоров винить не в чем – они оказались заложниками ситуации, вызванной массой внешних причин – ростом курса доллара, спадом во многих отраслях экономики, запретом на выезд заграницу сотрудникам силовых ведомств.. С другой стороны, как и любой оптовик, туроператор должен понимать, что его бизнес сопряжен с определенным риском. Всегда, особенно в России, нужно допускать вероятность того, что что-то пойдет не так, и купленный тобой оптом, допустим, контейнер с апельсинами, по дороге сгниет и ты понесешь убыток в размере стоимости товара. Серьезные компании всегда имеют собственные резервы для покрытия подобных убытков и, несмотря на отсутствие прибыли от продажи условных апельсинов, оплачивают счета и за поставленный товар иностранному поставщику, и за услуги перевозчика. Как мы видим, в турбизнесе все иначе. Из-за высокой конкуренции нормы прибыли в отрасли настолько низкие, что речи о собственных резервах нет. Как в финансовой пирамиде, все дыры туроператров латаются приходами от продажи новых путевок, что, само собой, бесконечно продолжаться не может.

Что же делать в сложившейся ситуации туристу, который хочет провести свой отпуск за границей? Как не пасть жертвой стратегических ошибок туркомпаний? Мне кажется, выход из ситуации тут один – самому становиться этим самым туроператором и самостоятельно бронировать билеты и жилье. Причем, с учетом непростой финансовой ситуации и среди российских авиакомпаний, я бы рекомендовала сейчас, при наличии выбора, покупать билеты крупных иностранных перевозчиков или “Аэрофлота”. Они мне кажутся более надежными. Причем билеты я бы покупала напрямую у авиакомпании, чтобы исключить возможность пострадать в ситуации, когда банкротится компания-посредник. Что касается жилья, тут лучше всего воспользоваться иностранным опытом и наконец-то забыть, как страшный сон, про турагентства и обратить свое внимание на сайты бронирования – booking.com, airbnb.com и другие. Booking.com больше подходит для бронирования отелей, airbnb.com – для домов, вилл, апартаментов.

Если вы не владеете английским, попросите кого-нибудь вам помочь, но обязательно внимательно изучите все отзывы. Если помочь некому или ехать в незнакомую страну одним, без языка, совсем страшно, обратитесь в надежные зарубежные компании по аренде недвижимости, в которых работают русскоязычные сотрудники. Если взять наших клиентов, то по-английски из них более-менее сносно общается примерно половина. Второй половине мы активно помогаем решать проблемы в течение их отдыха. Также хотелось бы заметить, что периодически к нам обращаются клиенты, забронировавшие дома на Самуи через airbnb.com и столкнувшиеся с полным несоответствием реальности заявленному в описании на сайте. У наших клиентов таких проблем не бывает – мы еще на этапе выбора виллы даем информацию обо всех плюсах и минусах предложенных вариантов.

Итак, теперь, когда жилье и билеты забронированы, осталась самая малость: медицинская страховка и трансфер из аэропорта. По опыту наших клиентов, если вы летите из России, страховку лучше всего брать у Ингосстраха, хотя полисы у них недешевые. Некоторые не очень хорошие, хоть и известные, страховые компании делают все возможное, чтобы избежать выплат при наступлении страховых случаев с серьезным размером ущерба. Если у вас нет желания тратить свое время и нервы на разбирательства в суде, лучше обратитесь в Ингосстрах.

Остался трансфер. Тут тоже есть варианты. Если у забронированного жилья есть четкий и понятный водителю адрес, то можно взять такси. Если же вы летите в какое-нибудь экзотическое место вроде Самуи, где адреса известны только почтальонам, то лучше попросить организовать трансфер владельца дома или иностранного агента, через которого бронировали недвижимость. Лично мы обычно уже в аэропорту берем напрокат машину и добираемся с помощью смартфона по google-координатам, заранее добытым у владельцев жилья.

Лет десять назад мы сами ездили в Турцию и Египет по путевкам, но, отдохнув однажды на Крите самостоятельно, мы больше никогда не пользовались услугами турагентств. Тогда за две недели на арендованной машине (Ниссан-Микра “кабрио”) мы исследовали все самые интересные, мало кому известные места острова, жили в самых необычных отелях, закупались продуктами на рынках, общались с местными людьми… Благодаря всему этому мы узнали остров с той стороны, с которой его никогда не увидеть организованным туристам. После того раза был еще один Крит, Санторини, Афины, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Португалия, Финляндия, а потом Азия.

Путешествовать без посредников – очень интересно и совсем не страшно.

One thought on “Банкротство туркомпаний. Что делать туристу?

  1. Pingback: » Банкротство туркомпаний. Что делать туристу?

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>