Банки Таиланда

Банки Таиланда – это просто песня. Пожалуй, один из самых быстрых способов развить в себе смирение и терпимость – это, будучи иностранцем, попробовать открыть корпоративный счет в самуйском отделении Bangkok Bank. Следующая ступень мастерства – подключить интернет-банкинг для корпоративного счета. Наивысшая ступень – открыть корпоративный счет в иностранной валюте. Я предполагала, что есть еще одна вершина, которую можно покорить – добиться подключения интернет-банкинга для счета в иностранной валюте, но, видимо, пока эта опция относится к разряду недоступных для простых смертных.

Начнем с того, что обычный корпоративный счет у нас уже давно открыт в другом банке, и, худо-бедно, там со мной справлялись. Мы потратили пару недель на сбор нужных документов, которых постоянно не хватало, но как-то относительно безболезненно открыли счет. Было там одно неудобство – для подключения интернет-банкинга нужно было собрать еще один полный пакет учредительных документов, нам было лень, поэтому решили обойтись без него. Счет проверяли по-старинке – “пробивали” в ближайшем отделении банковскую книжку. К сожалению, воспользоваться этими деньгами можно было только при личном присутствии и только в том отделении, где открывался счет, а это было совсем неудобно – после нашего переезда отделение оказалось на противоположном конце острова.

Итак, напомню, был счет в тайских батах. Цены за виллы у нас на сайте указаны в долларах, и расчеты с клиентами мы ведем в них же, т.к. российские банки начинают зависать, если клиент приносит им счет в тайских батах. Кроме того, большинство владельцев вилл также выставляет нам счета в долларах. Когда на тайский счет приходят доллары, банк конвертирует их в баты и зачисляет на наш счет. Если владелец или управляющая компания находятся в Таиланде, это удобно – мы снимаем деньги со счета и платим им в батах, наличными или на счет в банке. Если же владелец имеет банковский счет где-нибудь в Гонгконге или Сингапуре, что не редкость, то наша агентская комиссия снижается на определенную сумму из-за банковских расходов. Чтобы зачислить деньги на счет, банк сначала переводит доллары в баты по курсу покупки и снимает комиссию за конвертацию (10-20$). Затем, чтобы сделать международный перевод, банк эти же деньги переводит в доллары по курсу продажи, плюс берет комиссию за отправку – около 50$ за каждый перевод, а у нас их обычно бывает два (депозит+остаток). Разница между курсом покупки и продажи – 0,25 бата на доллар, что, в общем-то, не так уж и много, но, когда дело касается крупных платежей, выливается в кругленькую сумму.

Последней каплей был крупный платеж на 35000$, который поступил на наш счет вечером, и мы не успели отправить деньги на счет управляющей компании. К утру следующего дня курс вырос, и, в результате конвертации и оплаты банковских комиссий, наши потери на операциях составили аж 500$. Стало понятно, что нужно срочно открывать счет в долларах и прекращать терять на двойной конвертации.

Так как при разговоре о счете в иностранной валюте в нашем отделении делали круглые глаза и говорили, что в Таиланде это невозможно, то я предположила, что единственный вариант – это поехать в Гонгконг и открыть счет в их банке. Со стороны все это казалось очень заманчивым – можно сделать мультивалютный счет, в долларах, батах, евро или в чем угодно. Но, когда я начала прорабатывать этот вопрос, оказалось, что все не так просто. Нужно было подготовить большой пакет документов, плюс рекомендации от банков, все это перевести с тайского на английский, заверить, поехать в Гонгконг, потратить довольно много денег, и еще не факт, что пакет документов устроил бы банк. У нас пока все-таки не такие объемы, чтобы затевать данную процедуру, поэтому этот вариант был отклонен.

Изучая условия открытия счета в популярном гонгконгском банке, я вышла на их тайское подразделение и обнаружила, что здесь также можно открыть счет в иностранной валюте, правда, также со множеством каких-то трудновыполнимых условий. В конце концов, мне удалось выйти на информацию о том, что местный Bangkok Bank тоже открывает счета в иностранной валюте для юридических лиц.

На сайте банка черным по белому было написано, что да, открываем, и, если вы получаете деньги в долларах и тратите в долларах, то этот вариант как раз для вас. Список документов был внушительным, но все-таки не таким ужасным, как у гонгконгцев. И я пошла в банк.

Мое появление в отделении вызвало у всех ужасное волнение, меня выслушали, потом долго куда-то звонили, а спустя час попросили прийти в другой день. Не буду долго расписывать свои мучения, скажу только, что само самуйское отделение не делает вообще ничего. Максимум, на что они способны самостоятельно – это открыть обычный счет физическому лицу и выполнять услуги обычной операционной кассы. Все, что не входит в эти два пункта, выполняет головной офис в Бангкоке, а самуйское отделение тупо передает информацию и пересылает документы туда-сюда.  Все осложняется тем, что по-английски в нашем отделении не говорит никто, совсем. Есть одна девушка, которая, считается, говорит по-английски, но уровнь этот, на мой взгляд, чуть выше моего тайского, который, в свою очередь, чуть выше нуля. Из-за трудностей перевода ли, или из-за недостатка ума у кого-то из цепочки, но информация до меня зачастую доходила в сильно искаженном или неполном виде. Даст список документов – я соберу все, принесу, проверит – все Ок. Прихожу через неделю – “Ну что, открыли счет?”. “Ой, а нужно еще несколько документов” или “Этот протокол нужно еще раз переделать”, хотя мы его уже 2 раза переделывали согласно ее инструкциям. И так за все время раз двадцать, я не шучу. У документов заканчивался срок годности – приходилось получать новые. Моя бухгалтер была просто в шоке, когда я к ней приходила с очередным листочком с поручениями, а нашего тайского акционера разве что медицинские анализы не попросили сдать.

И вот теперь, когда, казалось бы, все позади и долларовый счет открыт, выяснилось, что у меня нет никакого доступа к моему счету, и по любым вопросам (проверка баланса, отправка денег, конвертация и т.п.) мне нужно опять обращаться в мое отделение, которое начинает звонить в головной офис и опять путаться в показаниях. Например, переводы они делают следующим образом: принимают у меня заявление и отправляют его по факсу (!) в головное отделение. Если у меня есть терпение посидеть час-два, то я могу это время провести в их прекрасном офисе, наблюдая за тем, как тяжело даются тайцам любые нестандартные задачи. Если времени нет, то могу приехать на следующий день и узнать, удалось ли осуществить перевод, или, возможно, нужно еще какой-нибудь документик поднести. Еще одна сложность: “говорящая” по-английски девушка работает не каждый день, и очень часто мне приходится уезжать несолоно хлебавши, потому что все остальные сотрудники совсем не идут на контакт, а только широко раскрывают свои красивые миндалевидные глаза.

Надо отдать должное “нашей” девушке – она потратила около часа, пытаясь установить мне на телефон популярный у тайцев мессенджер “Line”, добавила себя в контакты, и теперь, перед тем как поехать в отделение, я спрашиваю, работает ли она сегодня. Иногда она, пользуясь google translate, отвечает.

На фоне всего этого я пыталась вспомнить, как мы открывали рублевый корпоративный счет в российском банке. Судя по тому, что я не помню о процессе вообще ничего, кроме собеседования с руководителем службы безопасности, все прошло совершенно безболезненно. Правда, руководитель запомнился: мы тогда ожидали чего угодно, но только не намеков о том, что он может помочь со всякими сомнительными операциями.

Что касается моего опыта взаимодействия с российскими банками в качестве физ. лица, то могу сказать, что, по сравнению с Таиландом, там работают очень сообразительные и очень расторопные сотрудники. Та операция, которая в Таиланде занимает час, в российском отделении делается в 4 раза быстрее.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>